Малый бизнес так уж устроен: стремительно переходит из одной части рынка в другую. На одном проигрывает. Другим компенсирует. Кто объективно способен выиграть в ситуации экономического кризиса? Во-первых, любой малый бизнес, который специализируется на товарах повышенной стоимости. Эксперты подсчитали, что за время кризиса разница между низшим, средним и высшим классом станет очень принципиальной. Богатеев во времена кризиса становится, как ни странно, больше. При этом просто богатые люди переходят в категорию сверхбогатых. Поэтому все малые фирмы, которые специализируются на продаже дорогой одежды, ювелирных изделий, антиквариата, искусства, в данной ситуации не пострадают. Более того, они выигрывают - за золотом-бриллиантами, дорогими картинами и древним фарфором, потянется и средний класс. Потому что граждане не знают, во что им вложить деньги, чтобы сохранить их от обесценения, они не придумают ничего более оригинального, как уложиться в ювелирные изделия, предметы искусства и древности. Не прогорят и турфирми, но лишь из числа тех, кто не ориентируется исключительно на дешевые путешествия. Практика 98-го года показала: олигархи и предприниматели, у которых были серьезные проблемы с бизнесом, для поддержки собственной нервной системы и успокоения семьи не отказывали себе в дорогих поездках на сами изысканные и дорогие курорты. Свыше 50% нашего малого бизнеса занято в сфере торговли - розничной и оптовой. Раньше мелко розничные предприниматели, не важно какой сферы - аптечный, продуктовый или одежный, - жаловались на давление со стороны больших сетевых компаний. Сегодня большие конкуренты могут реально остаться в стороне. У них в настоящий момент не найлегши времена: банки тормозят с кредитами, поставщики ничего не желают отгружать в долг. “Малыши” же ни ссудами, ни отсрочками платежей, особенно не развращенные. Привыкли большую часть средств черпать из кармана. Поэтому в маленьких магазинчиках в настоящий момент будут и крупы с солью на прилавках, и блузочки с туфельками из новых коллекций. Кроме того, в больших автосервисах сегодня начались серьезные перебои с автодеталями и комплектущими. И все через ограниченную платежеспособность. А в мелких автосервисах в этом плане все в порядке - у них и запчасти, и деньги, для пополнения необходимого ассортимента есть. Можно ожидать снижения расценок на коммерческую недвижимость. Торговые сети, которые не выдержали кризис, начнут освобождать и торговые, и офисные, помещения. И в этом есть плюс. Ведь во многих популярных и прибыльных торговых центрах путь маленьким фирмам был закрыт - там и аренда была безумна, и места еще на стадиях строительства оплачивались большими арендаторами. Есть повод малому бизнесу наконец подумать и об организации собственного производства. Во-первых, теперь действительно снизятся расценки на оборудование - как правило, дилеры и дистрибьюторы получали его от иностранных компаний в долг, с рассрочкой платежа. Чтобы не подводить поставщиков, их представители начнут делать существенные скидки, чтобы только не останавливать бизнес. Кто-то может пойти и на условия рассрочки расчетов.