мировой финансовый кризис
Суббота, 27.04.2024, 03:14
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная Каталог статейРегистрацияВход
Меню сайта
Категории каталога
Кризис и антикризис [25]
Опрос
Вложение денежных средств во время кризиса
Всего ответов: 117
Главная » Статьи » Кризис и антикризис

Интернет-коммерция как причина мирового кризиса
Недавно в одной из украинских газет вышла вышла неоднозначная статья о причинах мирового кризиса.

 В том числе, в ней утверждается следующее:
Это связано с тем, что в 90-ые годы ХХ века возникают новые секторы экономики, которые совсем совсем не связаны с производством материальных товаров и услуг, - в финансовом секторе возникают деривативы но так называемая Интернет-экономика.
Деривативы, то есть производные финансовые инструменты, когда актуальные деньги используются одновременно в разных местах та/або в разное время, и Интернет-экономика, то есть разные экономические операции через Интернет, создают виртуальные деньги, которые не подкреплены товарами и услугами, но могут быть конвертированы в кредитные обязательства под залоги реальных товаров и услуг.
 Так называемый "кризис доткомов", то есть Интернет-компаний с отдельными Интернет-адресами, которые ведут электронный бизнес, имел место в 2000 году, и она была связана с избыточными инвестициями в Интернет-экономику, которые не могли быть подтверждены соответствующим ростом потребления чистых Интернет-продуктов.

Не знаю, это попытка найти нового "козла отпущения", или просто некомпетентность автора в данном вопросе. Но тема достойна того, чтобы ее рассмотреть.

Кризис дот-комов

Начну с конца.

Суть кризиса дот-комов в действительности заключалась в переоценке ликвидности интернет-проектов. Другими словами, когда интернет не был перенасыщен сайтами, было очень легко заработать деньги на неординарных идеях. Первые масштабные интернет проекты наподобие Yahoo.com пользовались безумной популярностью и позволили инвесторам очень быстро получить сверхдоходы. Это ослепило владельцев венчурных компаний, и они начали финансировать направо и налево любые проекты, которые базировались на новаторских идеях.

В результате появилось большое количество разных проектов, часть из которых создавала конкуренцию уже существующим успешным проектам, а еще часть просто не имела спроса. В результате наступила ситуация, когда сумма вкладов в определенный проект превышала рыночную стоимость самого проекта, потому что он приносил или мизерные прибыли, или не приносил их вообще.

Некоторые специалисты утверждают, что кризис дот-комов продолжается и до сих пор. Я с этим соглашаюсь - несмотря на то, что большой капитал в настоящий момент почти не инвестирует интернет-проекты, очень много сайтов, построенных за счет инвестиций владельцев, ежегодно прогорают и закрываются.

То есть вопрос заключался не в росте потребления чистых интернет продуктов - Google начинал после краха дот-комов, и инвесторы, которые вложили у него деньги, вряд ли сожалеют об этом решении. Кризис дот-комов - это в первую очередь кризис реализации и маркетинга (когда часть проектов не отвечала стремлением потребителей), и кризис закостенелости проектов (когда часть известных проектов не реагировала на изменения ситуации на рынке).

Ну и не последнюю роль сыграла переоценка венчурными компаниями нового стремительно розвиваючегося рынка. В попытке получить сверхдоходы, они финансировали проекты в еще новой и не до конца изученной среде, которая очень отличается от того, в котором они привыкли работать.

Интернет как станок печатания денег

По моему мнению, высказывание "разные экономические операции через Интернет, создают виртуальные деньги, которые не подкреплены товарами и услугами" вообще не выдерживает никакой критики. Ведь, во-первых в интернете всегда продается продукт (причем продуктом являются даже сервисы). И этот продукт имеет себестоимость, которая в некоторых случаях непрестанно уменьшается, а в некоторых - непрестанно растет. Но не является постоянной. Деньги, потраченные на приобретение этого продукта, были заработаны потребителем, и после уплаты "перетекли" из одного счета на другой, а не "продублировались" на новом счете. Другими словами, если потребитель возьмет деньги, подкрепленные товарами или услугами, и за них приобретет интернет-продукт, то эти самые деньги перейдут на счет владельца интернет-продукта, и при этом останутся подкрепленные товарами или услугами. То есть это не порождает инфляцию, потому что не продуцирует новые средства, а лишь перераспределяет существующие, не увеличивая их массу.

Продукт

Теперь относительно подкрепления товарами и услугами вообще. В первую очередь давайте рассмотрим, что такое продукт в условиях интернет-рынка.

Любой "виртуальный" продукт в действительности требует реальных денежных расходов. Это затраты на создание, поддержку жизнедеятельности и модернизацию.

Есть два типа виртуальных продуктов - компьютерные программы и услуги. Нас на данный момент интересует второй тип - услуги.

Во-первых, любое предоставление услуг в интернете начинается с создания механизма их обеспечения. Сюда входит создание сайта для предложения и реализации услуг, и в некоторых случаях создания команды, которая будет реализовывать эти услуги. Также сюда входит поддержка жизнедеятельности сайта - это расходы на маркетинг и хостинг (размещение в интернете). Плюс заработная плата команды. То есть в случае с таким типом продукта как сервисы, мы имеем постоянно растущую стоимость. И может наступить такой случай, когда количество заказов не будут перекрывать себестоимость поддержки жизнедеятельности проекта. То есть за такой себе "виртуальной услугой" мы имеем реальный продукт, который требует инвестиций.

Причем "виртуальность" этого продукта ничем не отличается, например, от услуг адвоката, нотариуса, разнообразных консультативных услуг, и тому подобное. Просто для их предложения используются другие пути.

Экспорт интернет-продукта

Государство вообще должно быть заинтересовано в развитии интернет-рынка, потому что большую его долю занимают экспортеры. Большинство сайтов предлагают товары или услуги как внутри страны, так и за ее пределами. И таким образом реально экспортируют "товар", импортируя валюту.

Где печатаются деньги

Есть такой фильм, называется Money as debt. В нем показано, как банки за счет выдачи кредитов "продуцируют" деньги, которые подкреплены лишь долговымобязательством заемщика и залоговым имуществом. То есть на примере американских банков показано, что они в действительности могут выдавать больше кредитов, чем имеют депозитных средств, и процент превышения устанавливается и регулируется государством. Привлекает этот фильм тем, что он объясняет природу нынешнего финансового кризиса, - когда залоговое имущество, которым подкреплены средства, теряет стоимость из-за того, что на него нет спроса. И таким образом наступает инфляция, потому что появляются неподкрепленные товаром средства. А частица интернет-бизнеса не настолько большая, чтобы обвалити мировую экономику. И искать козла-видбувайла в этом огороди вероятно не стоит.


Категория: Кризис и антикризис | Добавил: anti-krizis (21.12.2008)
Просмотров: 1405 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Полезное


Используются технологии uCoz