мировой финансовый кризис
Пятница, 29.03.2024, 10:37
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная Конфликт в КрымуРегистрацияВход
Меню сайта
Опрос
Вложение денежных средств во время кризиса
Всего ответов: 117

Мустафу Джемилева не надо лишний раз представлять. Оставаясь действующим политиком , он уже стал человеком - легендой. Несколько месяцев назад группа украинских и зарубежных ученых выдвинули Мустафу Джемилева кандидатом на получение Нобелевской премии мира , а в конце апреля « за моральное , духовное и этическое лидерство в Украине » он стал лауреатом награды Украинского католического университета « Свет справедливости ». Почему несмотря на сложные и острые конфликты за последние 25 лет в Крыму не пролилось крови , которые острые проблемы сейчас стоят перед крымскими татарами , опасен политический ислам и или влиятельные пророссийские группы в крымскотатарском национальном движении - об этом шла речь в интервью Радио Свобода с лидером Меджлиса крымскотатарского народа Мустафой Джемилевым.Мустафа Джемилев Крым

- Мустафа - эфенди , как Вы оцениваете результаты борьбы крымскотатарского национального движения в течение нескольких десятилетий ? Оправдались ли Ваши ожидания? 

- Цели национального движения были сформированы еще в середине 50- х годов двадцатого века. Я имею в виду полный возврат крымскотатарского народа на историческую Родину и восстановление в правах. Полностью достичь этого пока не удалось. Достаточно большое количество крымских татар вынуждена оставаться до сих пор на местах ссылки . Возвращение было тяжелым , многие проблемы еще не решены . Однако я должен отметить следующее: конечно , мы знали , что когда-то этот режим будет уничтожен , что эта империя распадется , и когда-то мы вернемся на свою Родину. Но откровенно говоря , что это мы увидим своими глазами , что сами вернемся в это не верилось . Поэтому грех говорить , что ничего не достигли . Желаний , конечно , было больше , но реальность ... В реальности таких больших шагов мы не ожидали , что так получится . У меня , например , была самая большая мечта - умереть на свободе , чтобы хоронили не из номерком в голове ... В то , что я вернусь , мало верилось .

- С чем в украинских реалиях приходится сталкиваться крымским татарам сегодня ? Проблемы до сих пор не решении ? Как снять на полуострове остроту земельного вопроса ?

 - Если говорить о самых острых , самых злободневных проблемах крымскотатарского народа , я бы все же на первое место поставил не земельный вопрос , а вопрос сохранения национальной идентичности. Ведь наши дети практически не могут разговаривать на родном языке . Нет школ , системы образования на родном языке . Если до депортации на территории Крымской АССР было около 400 школ , то за все годы независимости Украины нам удалось открыть только 15 . Конечно , это не такие школы , как довоенные . Они значительно больше. Однако в этих пятнадцати школах учится только 10 процентов крымскотатарских детей школьного возраста , то есть , только 10 процентов наших детей имеют возможность получить хоть какие-то навыки родного языка.

- Но большинство предметов и они изучают на неродном языке ? 

- Нет , конечно , большинство - неродной. Тем не менее , в этих школах они получают хоть какие-то знания на крымскотатарском языке. Остальные 90 процентов ходят в русскоязычные преимущественно школы. Речь идет о потере национальной идентичности , ассимиляции . Угроза полного исчезновения народа. А вопрос земли - это социальные проблемы , которые со временем могут решиться . Если же люди потеряют свое « я » , то , получается, что вся наша борьба , все годы заключения были напрасны. Ассимилироваться мы могли с успехом и в Средней Азии.

- Эксперты говорят , что земельный вопрос является не только с чисто социальной проблемой , а частью идентичности крымскотатарского народа.

 - Это понятно. Когда расстраивалась еврейское государство , лидеры сионистского движения говорили , что народом можно быть только работая на собственной земле. Без собственной земли народ не сможет твердо стоять на ногах. Но здесь , в Крыму , в земельном вопросе аспект более социальный. Получилась очень большая погрешность в земельном вопросе. Когда принимали земельный кодекс , мы неоднократно обращались к представителям власти , потому что в том проекте не были предусмотрены права депортированных . Положение о том , что земля при приватизации передается тому , кто работал на ней , то есть , членам бывших колхозов , они совсем не приемлемы для Крыма и крымских татар , потому что в силу известных обстоятельств мы не могли быть членами колхозов в Крыму. К тому времени мы были в ссылке , в Узбекистане. Поэтому нужно предусмотреть это в отдельной статье - «право на землю крымских татар , которые поселились в сельской местности , и которые имеют такое же право на землю , как и члены колхозов ». Но , к сожалению , нам этого достичь не удалось и в паи земли мы были жестоко обделены. Это одна сторона ситуации . Другая сторона - паи земли под застройку жилья. Государство нам не возвращает , то что было у нас отобрано незаконно - наши земли , наши дома ... В этих домах уже живут другие люди , которые приехали из разных областей России. Мы на этом и не настаиваем , ведь понимаем , что им некуда деться. Государство говорит , что решит наши проблемы , выделив средства из бюджета. И , действительно , ежегодно выделяются определенные средства на решение этой проблемы. Но сумма этих средств такая мизерная ! Если на сегодня обосновались в Крыму 80 тысяч семей , то за государственный счет получили жилье лишь около 7000 семей. Все другие за счет собственных сбережений , собственного труда и т.д. . Инженеры , профессора делали себе кирпич и строили дома . Вот такая ситуация. А раз державотворцы не выделяют жилье , то крымские татары требуют хотя участки под застройку. Но и здесь оказывается сопротивление. Ведь земля имеет высокую цену . Местные чиновники предпочитают различным коммерческим структурам не по фиксированную плату , а в собственный карман . В результате возникают стычки . Ведь крымские татары видят такую ​​несправедливость по отношению земельных наделов , и вынуждены самовольно занимать себе участки под застройку. Нас обвиняют в том , что мы нарушаем закон , самовольно занимаем землю. Но так получается , если бы мы строго придерживались тех законов , тех предписаний , которые делала по отношению к нам советская власть и нынешняя , то мы вообще не были бы на Родине. К сожалению , так получается . Мы бы хотели , чтобы все было по закону , по справедливости. Крымские татары очень заинтересованы в стабильности , в укреплении независимого демократического украинского государства , но нас постоянно подталкивают к таким действиям .

- Вы говорите , что крымских татар подталкивают , провоцируют на ответную реакцию. Какова вероятность того , что Крым может превратиться в пороховницу ? Возможны конфликты , в которых непосредственно будут участвовать крымские татары ?

 - Если проследить за развитием событий в постсоветском пространстве , Таджикистане , Узбекистане , конфликты между узбеками и турками , конфликт между узбеками и киргизами в последнее время , Карабахский конфликт и т.п. . В Крыму причин для появления таких кровавых конфликтов было куда больше. Здесь были такие ситуации , что мы были на грани . Но слава Богу , нам удалось этого избежать. Киев , официальная власть приписывает эту заслугу себе , щеголяя мудрой политикой , которую они якобы ведут , но правда в другой плоскости. Главная причина в принципах , которые были произведены в начале национального крымскотатарского движения , принцип ненасилия . Во всех острых ситуациях мы бросали все силы , чтобы не допустить кровопролития . Если начинается кровопролитие , то остановить это очень трудно . И главное , что решение проблемы загоняется в тупик , уход в сторону , назад . Поэтому наши принципы ненасилия дали нам избежать конфликтов . А то , что провокации есть, что существуют силы , которые очень хотели таких конфликтов , все это можно проследить и в интернете , где столько провоцирующих публикаций , столько оскорблений в адрес крымских татар , особенно со стороны российской прессы . Мотивацию российской шовинистической прессы легко понять. Хотя есть и исключения российских журналистов , которые по совести пишут достаточно объективны пола. Но в целом направление такой : крымские татары - враги. Постоянная травля , постоянное внушение мысли , что татары вот-вот взорвут Крым , что здесь будет вторая Чечня , второе Косово. Причина - выдать желаемое за действительное. Определенным силам очень хочется , чтобы здесь на Украине была своя Чечня. Слава Богу , это пока удается избежать.

- Вы нарушили «русскую тему». Насколько весомый российский фактор в политике Крыма ? Есть фактор влияния российской стороны на национальное движение крымских татар ?

 - Официальная статистика свидетельствует , что в Крыму этнических русских 58 процентов , а русскоязычные ( потерявшие национальную идентичность ) - все , кроме крымских татар под российским влиянием . Были разные социологические опросы , согласно которым около 75 процентов русскоязычных граждан Крыма свое будущее связывают с Россией и в составе Российской Федерации . И соответственно здесь проводится достаточно сильная пропаганда , что будущее Крыма с Россией . Более 80 процентов , кто-то говорит , что более 90 процентов русскоязычных граждан Крыма - это послевоенные переселенцы , или их потомки. У них историческая связь со своей родиной , там у них родственники . Это вполне понятно. Нам единственное, что не понятно , почему они хотят воссоединиться со своей исторической родиной вместе с нашей исторической родиной . Мы также стремились вернуться на свою родину , взяли чемоданы и приехали сюда , а та часть населения хочет в Россию вместе с нашей исторической родиной . Вот здесь конфликт , потому что этого никто не позволит. И если они будут переходить границу , то , действительно , возможны любые конфликты .

- Говорят , что российская сторона работает над тем , чтобы расколоть крымскотатарский национальный движение изнутри ?

 - Судя по официальным данным , в 2008 году из Украины были высланы два российских дипломата . Один из них был генеральным консулом посольства Российской Федерации в Одессе - Александр Грачев , другой - старший советник посольства России Владимир Лысенко. Его обвинили в том , что он поддерживает сепаратистов на территории Крыма. Оказывается , он часто сюда приезжал. Еще одной его задачей было отстранение сегодняшнего руководства Меджлиса крымскотатарского народа и внедрение в это руководство пророссийски настроенных людей из числа крымских татар. Единственное , там не указывалось как отстранить - физически , или по другому. За это их выслали из Украины . Но они проявляли большую активность , хотя не очень удачно. Я знаю, что есть создана группа , которую российская сторона поддерживает. После российско -грузинских военных столкновений в 2008 году они обратились с письмом на имя Медведева с просьбой защитить крымских татар от «политики геноцида» , которую проводит Украина в отношении крымскотатарского народа. Это было довольно провокационное обращение , потому что сразу много общественных организаций крымских татар собрались , провели пресс - конференцию , на которой сказали , что это провокаторы , которые не отражают и сотой части мнения крымских татар. Но к нашему удивлению с приходом к власти Виктора Януковича эти группировки стали любимцами власти. Их поддерживают , пытаются внедрить в Совет представителей крымскотатарского народа , специальный указ издали . И это вполне понятно. На президентских выборах Меджлис крымскотатарского народа решением национального съезда в основном работал на другую кандидатуру - Юлии Тимошенко. Виктора Януковича здесь в Крыму поддерживали пророссийские организации . Соответственно это такая плата за поддержку. Хотя эти группировки крымских татар также не знали , кто победит на выборах. Их основной задачей было выступать против любого решения Меджлиса крымскотатарского народа. А после избрания Януковича на пост Президента Украины они активно начали доказывать правильность своих политических убеждений. Но их поддержка при всех стараниях - очень незначительный процент среди крымских татар.

- Насколько влиятельные эти пророссийские группировки среди крымских татар ?

 - Я бы сказал , что это влияние равно нулю. На местных выборах эти группировки в противовес Меджлиса крымскотатарского народа поддерживали Украинской крестьянской демократической партии и Социалистическую партию. Они получили мощную материальную поддержку власти. Расчет был такой : они пройдут , станут депутатами и можно будет сказать крымским татарам , что вот вы представители своего народа во власти. Но случилось так , что они не прошли трехпроцентный барьер и практически нигде не были избраны. На этот раз система на выборах была смешанная и мы имели меньше шансов провести своих представителей в депутаты Верховной Рады Автономной Республики Крым . Но тем не менее , 5 депутатов прошло в списке партии «Народный рух ». Но если бы сохранилась пропорциональная система на выборах , то наших представителей было бы в Раде намного больше. Думаю , что 10-11 .

- Свидетельствует ли это об увеличении поддержки Меджлиса со стороны крымскотатарского народа?

 - Да , но после президентских выборов пришла большая апатия. Это состояние , по-моему , всего украинского народа. Если на предыдущих выборах участвовали 70-80 процентов в целом , то на этих , местных - 47 процентов. Среди крымских татар - это 51 процент , но далеко не 70-80 как раньше.

- Может быть это связано с влиянием групп политического ислама , которые призывают не участвовать в выборах? Насколько сегодня опасен такой влияние на крымских татар ?

 - Конечно , это негативное влияние . Перед местными выборами , на президентских выборах , процент участия крымских татар был более 75 процентов. Поэтому влияние людей , которые хотят , чтобы крымские татары не ходили на выборы , был мизерным. Однако на местных выборах , где каждый голос золотой , такие группировки наносят вреда.

- Могут ли такие группы , их по разному называют , в том числе - радикальные исламисты , могут ли они повлиять на принцип ненасильственного решения болезненных вопросов ? Могут ли они изменить атмосферу борьбы крымских татар ?

 - Крым отличается от других исламских регионов бывшего Советского Союза. Нам очень повезло в том , что мы создали свою систему национального самоуправления еще до распада Советского Союза. В последний год советской власти летом 1991 мы провели свой национальный съезд Курултай . Поскольку национальное движение предусматривает возрождение религиозной жизни , то активисты национального движения принимали наиболее активное участие в формировании религиозных общин. Поэтому подавляющее большинство мусульманских общин на территории Крыма контролируется светской структурой , Меджлисом крымскотатарского народа. Но те религиозные группы , о которых мы говорим , создают свои религиозные общины , регистрируют их официально. И власть почему-то очень такой процесс поддерживает. Но такие религиозные общины независимые от Духовного управления мусульман Крыма. Сейчас на территории Крыма действует около 340 мусульманских объединений , из них примерно десятая часть имеет статус независимых . Если не предпринимать никаких мер , то , конечно , они впоследствии могут представлять угрозу. Люди , на постсоветском пространстве , оторванные от истинной религии , подвергаются различному воздействию . Но , слава Богу , нам пока удается такое влияние нейтрализовать. Были такие времена , когда так называемая община Хизб ут - Тахрир пытались в тех мечетях , где им это удавалось , изменить имамов. Тактика интересна. Они съезжаются со всей Украины в одну мечеть и после молитвы говорят , что нужно изменить имама , у него недостаточно знаний и ставят это решение на голосование. И вот они так мигрировали - то в одной мечети , то в другой. Тогда Меджлис вынужден сделать официальное заявление , что все мечети находятся под контролем Меджлиса крымскотатарского народа и никаких замен имамов без согласования с Духовным управлением мусульман Крыма не будет. Тогда было много шума из-за того , что якобы Меджлис вмешивается в религиозную жизнь на полуострове. Но такой шаг был тогда очень нужен и мы их нейтрализовали .

- Этим шагом вы наверняка навлекли на себя их гнев ? Была информация , что кто-то готовил вас покушение ?

 - Мне трудно сказать , насколько это соответствует действительности . Ведь после ареста мне приходила мать и жена арестанта . Говорили , что у него даже в мыслях не возникало убить кого-то , что это провокация. А оружие и взрывчатку ему подбросили . Ли они искренни? Не знаю . Но в этих радикальных кругах Хизб ут - Тахрир и других группировках действительно говорилось , что Меджлис - это неверные , имам и муфтий Крыма - неверные , что их нужно ликвидировать. Такие разговоры к нам доходили. Но то , что эти разговоры могли перейти в практическую плоскость - не знаю. Мне в первую очередь об этом сообщили из Службы безопасности . Сообщили мне о потенциальном покушение. Уже на следующий день приехал сюда министр внутренних дел ( Луценко тогда был министром ) . Сказал , что они были вынуждены арестовать трех крымских татар , не подумайте , что это какая-то репрессия против крымских татар. У нас просто есть конкретные данные , которые готовились определенные террористические акты . Когда говорилось о таком , я сразу вспомнил о высылке из Украины двух российских дипломатов , которые имели целью отстранения руководства Меджлиса крымскотатарского народа. Я подумал , что все возможно , хотя не был уверен. Но российская сторона все отрицает .

- Сейчас на Крымском полуострове живут разные этнические группы . Как Вы оцениваете сегодняшнюю атмосферу на полуострове ? Или это атмосфера , которая была до депортации ? И какой , на ваш взгляд , должна быть крымская автономия ?

 - В январе 1991 года был проведен здесь в Крыму референдум на тему « Желаете ли вы , чтобы Крым был Автономной Советской Социалистической Республикой как субъект Союза». Что-то такое . Это был проект КПСС перед распадом Советского Союза. Есть , решались руки , если принимать во внимание такую ​​формулировку. Тогда крымские татары выступили категорически против такого референдума. Говорили , что Крымская Автономная Республика в 1921 году была создана по национальному признаку как национально - территориальная автономия , сейчас проводить референдум на тему образования автономной республики в то время , когда народ находится в местах депортации , а здесь лишь незначительная часть , - абсурдно. Мы тогда бойкотировали эту инициативу. Но как и ожидалось , большинство проголосовали за такую ​​формулировку и стали настаивать на том , чтобы в Крыму признали результаты референдума. Тогда мы беседовали с Леонидом Кравчуком. К сожалению , результаты этого референдума рассматривались в Верховной Раде УССР. И доводы тех делегатов из Крыма , которые выступали за решение референдума , были такие , что в Крыму плотность русского населения наибольшая , поэтому должна быть автономия . Есть , предусматривалось создание фактически российской автономии . Когда мы говорили с Кравчуком на эту тему , он сказал , что помешать этому референдума не было возможным из-за давления из Кремля. Хотя это был 1991 и давление Кремля не был таким мощным , как раньше. Кравчук сказал тогда , что давайте создадим эту крымскую автономию , а потом будем наполнять ее национальным содержанием . Однако наполнение , о котором говорилось , не произошло. Это уже несколько лет подряд Кравчук назвал эту автономию незаконно рожденным ребенком , но уже было поздно. Наши же требования , которые были сформулированы еще в местах ссылки - создать такую ​​автономию , на тех же принципах , как это было в 1921 году. Сейчас речь не идет , чтобы переименовать ее в Крымскотатарский Автономию . Она называется Автономная Республика Крым , но должны быть учтены элементы , которые бы защищали права коренного народа. В первую очередь вопрос языка . Крымскотатарский язык должен быть как к депортации на одном из официальных языков на территории Крыма. Если этот язык не функционирует , то она обречена на исчезновение . Уже сейчас крымскотатарский язык находится в списке языков ЮНЕСКО , находящихся на стадии исчезновения. Кроме того, в автономии должен быть механизм , который бы защищал права коренного народа в представительстве во всех структурах власти. Гарантии нет , что не все будет здесь диктоваться большинством , то есть , как это принято в европейских странах . К сожалению , пока нам это не удается.

- Учитывая политические изменения в Украине , которые сейчас отношения у Меджлиса крымскотатарского народа с украинской властью? Как крымские татары почувствовали на себе новые украинские политические реалии?

 - Когда были президентские выборы , чтобы определить свою позицию , какую кандидатуру поддерживать , мы направили всем кандидатам письма с нашими вопросами , чтобы понять их видение о решении проблем крымскотатарского народа , и , в целом , о развитии Украины - в каком направлении двигаться . От Януковича мы ответ не получили и вполне понятно почему. Ведь если дадут нам ответы , которые нам понравятся , то потеряют много других голосов. Пришла к власти и сила , которая далека от того видения , которое проповедует Меджлис крымскотатарского народа. Если при Кучме , или Ющенко , Меджлис рассматривался как главная сила , которая противостоит пророссийским сепаратистам , то новую власть в основном поддерживали раз пророссийские сепаратисты . Мы же оказались сами: ни поддержки из Киева , ни от местных властей , которая сформировалась после президентских выборов. Единственное , что нас спасает - консолидация крымских татар. Несмотря на невероятные усилия , чтобы ослабить Меджлис , теперь власть все же вынуждена строить с нами диалог. Я слышал мнения представителей власти о возвращении к прежней форме , формата Совета представителей крымскотатарского народа ( когда в нее входили только члены Меджлиса - ред . ) . Шаг в правильном направлении , если все так и будет. Хотя я понимаю и трудности в президентской структуре , потому что они издали указ , где конкретно указали имена тех, кто будет представлять крымских татар из числа представителей новых группировок. Теперь надо указ отменить , сказать , что это ошибка . Как они будут выходить из этой ситуации , не совсем понятно. Но то , что есть шаги навстречу по многим проблематичных вопросом для крымских татар - это шаги правильные . Как будут развиваться события дальше - посмотрим .

- Сформировалась ли новая генерация крымскотатарских лидеров ?

 - У нас есть несколько молодежных организаций . Они достаточно активны. Они поддерживают тесные связи с Меджлисом крымскотатарского народа. Каждые пять лет мы проводим выборы делегатов Национального съезда. Именно Национальный съезд избирает этих лидеров , членов Меджлиса. Мы постоянно стараемся поддерживать молодежь , хотя , возможно , они в чем-то уступают старым , более опытным . Без обновления , мы понимаем это , в национальном движении может быть застой.

- Вы несколько раз ставили перед делегатами Национального съезда Курултая вопрос о своей отставке с должности председателя Меджлиса , но Вам отказывали. Вы сказали , что все равно настаивать на том , чтобы пойти и дать дорогу молодым . Кто может принять Ваше эстафету лидера Меджлиса ?

 - В национальном движении крымских татар сформировались определенные принципы , от которых ни в коем лидеру просто так не дадут отступить. Тому, кто будет возглавлять Меджлис , конечно , это имеет значение , но кардинально изменить направление национального движения - невозможно. Опасения тех людей , которые говорят , что мне не надо идти , что произойдет раскол в национальном движении , такие опасения беспочвенны . А менять руководителя однозначно нужно . Я с 1991 года руковожу . Уже 20 лет. Это ненормально . Просто люди привыкли к такому председателя Меджлиса и думают , если придет кто-то другой , то что-то радикально изменится. Тем более , я не собираюсь вовсе уходить , пока на ногах - я буду поддерживать новое руководство .

Форма входа
Поиск
Полезное




Используются технологии uCoz