Мустафу Джемилева не надо лишний раз представлять. Оставаясь
действующим политиком , он уже стал человеком - легендой. Несколько месяцев
назад группа украинских и зарубежных ученых выдвинули Мустафу Джемилева
кандидатом на получение Нобелевской премии мира , а в конце апреля « за
моральное , духовное и этическое лидерство в Украине » он стал лауреатом
награды Украинского католического университета « Свет справедливости ». Почему
несмотря на сложные и острые конфликты за последние 25 лет в Крыму не пролилось
крови , которые острые проблемы сейчас стоят перед крымскими татарами , опасен
политический ислам и или влиятельные пророссийские группы в крымскотатарском
национальном движении - об этом шла речь в интервью Радио Свобода с лидером
Меджлиса крымскотатарского народа Мустафой Джемилевым.
- Мустафа - эфенди , как Вы оцениваете результаты борьбы
крымскотатарского национального движения в течение нескольких десятилетий ? Оправдались
ли Ваши ожидания?
- Цели национального движения были сформированы еще в середине
50- х годов двадцатого века. Я имею в виду полный возврат крымскотатарского
народа на историческую Родину и восстановление в правах. Полностью достичь
этого пока не удалось. Достаточно большое количество крымских татар вынуждена
оставаться до сих пор на местах ссылки . Возвращение было тяжелым , многие
проблемы еще не решены . Однако я должен отметить следующее: конечно , мы знали
, что когда-то этот режим будет уничтожен , что эта империя распадется , и
когда-то мы вернемся на свою Родину. Но откровенно говоря , что это мы увидим
своими глазами , что сами вернемся в это не верилось . Поэтому грех говорить ,
что ничего не достигли . Желаний , конечно , было больше , но реальность ... В
реальности таких больших шагов мы не ожидали , что так получится . У меня ,
например , была самая большая мечта - умереть на свободе , чтобы хоронили не из
номерком в голове ... В то , что я вернусь , мало верилось .
- С чем в украинских реалиях приходится сталкиваться
крымским татарам сегодня ? Проблемы до сих пор не решении ? Как снять на
полуострове остроту земельного вопроса ?
- Если говорить о самых острых , самых злободневных
проблемах крымскотатарского народа , я бы все же на первое место поставил не
земельный вопрос , а вопрос сохранения национальной идентичности. Ведь наши
дети практически не могут разговаривать на родном языке . Нет школ , системы
образования на родном языке . Если до депортации на территории Крымской АССР
было около 400 школ , то за все годы независимости Украины нам удалось открыть
только 15 . Конечно , это не такие школы , как довоенные . Они значительно
больше. Однако в этих пятнадцати школах учится только 10 процентов
крымскотатарских детей школьного возраста , то есть , только 10 процентов наших
детей имеют возможность получить хоть какие-то навыки родного языка.
- Но большинство предметов и они изучают на неродном языке
?
- Нет , конечно , большинство - неродной. Тем не менее , в
этих школах они получают хоть какие-то знания на крымскотатарском языке.
Остальные 90 процентов ходят в русскоязычные преимущественно школы. Речь идет о
потере национальной идентичности , ассимиляции . Угроза полного исчезновения
народа. А вопрос земли - это социальные проблемы , которые со временем могут
решиться . Если же люди потеряют свое « я » , то , получается, что вся наша
борьба , все годы заключения были напрасны. Ассимилироваться мы могли с успехом
и в Средней Азии.
- Эксперты говорят , что земельный вопрос является не только
с чисто социальной проблемой , а частью идентичности крымскотатарского народа.
- Это понятно. Когда расстраивалась еврейское
государство , лидеры сионистского движения говорили , что народом можно быть
только работая на собственной земле. Без собственной земли народ не сможет
твердо стоять на ногах. Но здесь , в Крыму , в земельном вопросе аспект более
социальный. Получилась очень большая погрешность в земельном вопросе. Когда
принимали земельный кодекс , мы неоднократно обращались к представителям власти
, потому что в том проекте не были предусмотрены права депортированных .
Положение о том , что земля при приватизации передается тому , кто работал на
ней , то есть , членам бывших колхозов , они совсем не приемлемы для Крыма и
крымских татар , потому что в силу известных обстоятельств мы не могли быть
членами колхозов в Крыму. К тому времени мы были в ссылке , в Узбекистане.
Поэтому нужно предусмотреть это в отдельной статье - «право на землю крымских
татар , которые поселились в сельской местности , и которые имеют такое же
право на землю , как и члены колхозов ». Но , к сожалению , нам этого достичь
не удалось и в паи земли мы были жестоко обделены. Это одна сторона ситуации
. Другая сторона - паи земли под застройку жилья. Государство нам не
возвращает , то что было у нас отобрано незаконно - наши земли , наши дома ...
В этих домах уже живут другие люди , которые приехали из разных областей
России. Мы на этом и не настаиваем , ведь понимаем , что им некуда деться.
Государство говорит , что решит наши проблемы , выделив средства из бюджета. И
, действительно , ежегодно выделяются определенные средства на решение этой
проблемы. Но сумма этих средств такая мизерная ! Если на сегодня обосновались в
Крыму 80 тысяч семей , то за государственный счет получили жилье лишь около
7000 семей. Все другие за счет собственных сбережений , собственного труда и т.д.
. Инженеры , профессора делали себе кирпич и строили дома . Вот такая ситуация.
А раз державотворцы не выделяют жилье , то крымские татары требуют хотя участки
под застройку. Но и здесь оказывается сопротивление. Ведь земля имеет высокую
цену . Местные чиновники предпочитают различным коммерческим структурам не по
фиксированную плату , а в собственный карман . В результате возникают стычки .
Ведь крымские татары видят такую несправедливость по отношению земельных
наделов , и вынуждены самовольно занимать себе участки под застройку. Нас
обвиняют в том , что мы нарушаем закон , самовольно занимаем землю. Но так
получается , если бы мы строго придерживались тех законов , тех предписаний ,
которые делала по отношению к нам советская власть и нынешняя , то мы вообще не
были бы на Родине. К сожалению , так получается . Мы бы хотели , чтобы все было
по закону , по справедливости. Крымские татары очень заинтересованы в
стабильности , в укреплении независимого демократического украинского
государства , но нас постоянно подталкивают к таким действиям .
- Вы говорите , что крымских татар подталкивают ,
провоцируют на ответную реакцию. Какова вероятность того , что Крым может
превратиться в пороховницу ? Возможны конфликты , в которых непосредственно
будут участвовать крымские татары ?
- Если проследить за развитием событий в постсоветском
пространстве , Таджикистане , Узбекистане , конфликты между узбеками и турками
, конфликт между узбеками и киргизами в последнее время , Карабахский конфликт
и т.п. . В Крыму причин для появления таких кровавых конфликтов было куда
больше. Здесь были такие ситуации , что мы были на грани . Но слава Богу , нам
удалось этого избежать. Киев , официальная власть приписывает эту заслугу себе
, щеголяя мудрой политикой , которую они якобы ведут , но правда в другой
плоскости. Главная причина в принципах , которые были произведены в начале
национального крымскотатарского движения , принцип ненасилия . Во всех острых
ситуациях мы бросали все силы , чтобы не допустить кровопролития . Если начинается
кровопролитие , то остановить это очень трудно . И главное , что решение
проблемы загоняется в тупик , уход в сторону , назад . Поэтому наши принципы
ненасилия дали нам избежать конфликтов . А то , что провокации есть, что
существуют силы , которые очень хотели таких конфликтов , все это можно
проследить и в интернете , где столько провоцирующих публикаций , столько
оскорблений в адрес крымских татар , особенно со стороны российской прессы .
Мотивацию российской шовинистической прессы легко понять. Хотя есть и
исключения российских журналистов , которые по совести пишут достаточно
объективны пола. Но в целом направление такой : крымские татары - враги.
Постоянная травля , постоянное внушение мысли , что татары вот-вот взорвут Крым
, что здесь будет вторая Чечня , второе Косово. Причина - выдать желаемое за
действительное. Определенным силам очень хочется , чтобы здесь на Украине была
своя Чечня. Слава Богу , это пока удается избежать.
- Вы нарушили «русскую тему». Насколько весомый российский
фактор в политике Крыма ? Есть фактор влияния российской стороны на
национальное движение крымских татар ?
- Официальная статистика свидетельствует , что в Крыму
этнических русских 58 процентов , а русскоязычные ( потерявшие национальную
идентичность ) - все , кроме крымских татар под российским влиянием . Были
разные социологические опросы , согласно которым около 75 процентов
русскоязычных граждан Крыма свое будущее связывают с Россией и в составе
Российской Федерации . И соответственно здесь проводится достаточно сильная
пропаганда , что будущее Крыма с Россией . Более 80 процентов , кто-то говорит
, что более 90 процентов русскоязычных граждан Крыма - это послевоенные
переселенцы , или их потомки. У них историческая связь со своей родиной , там у
них родственники . Это вполне понятно. Нам единственное, что не понятно ,
почему они хотят воссоединиться со своей исторической родиной вместе с нашей
исторической родиной . Мы также стремились вернуться на свою родину , взяли
чемоданы и приехали сюда , а та часть населения хочет в Россию вместе с нашей
исторической родиной . Вот здесь конфликт , потому что этого никто не позволит.
И если они будут переходить границу , то , действительно , возможны любые
конфликты .
- Говорят , что российская сторона работает над тем , чтобы
расколоть крымскотатарский национальный движение изнутри ?
- Судя по официальным данным , в 2008 году из Украины
были высланы два российских дипломата . Один из них был генеральным консулом
посольства Российской Федерации в Одессе - Александр Грачев , другой - старший
советник посольства России Владимир Лысенко. Его обвинили в том , что он
поддерживает сепаратистов на территории Крыма. Оказывается , он часто сюда
приезжал. Еще одной его задачей было отстранение сегодняшнего руководства
Меджлиса крымскотатарского народа и внедрение в это руководство пророссийски
настроенных людей из числа крымских татар. Единственное , там не указывалось
как отстранить - физически , или по другому. За это их выслали из Украины . Но
они проявляли большую активность , хотя не очень удачно. Я знаю, что есть
создана группа , которую российская сторона поддерживает. После российско
-грузинских военных столкновений в 2008 году они обратились с письмом на имя
Медведева с просьбой защитить крымских татар от «политики геноцида» , которую
проводит Украина в отношении крымскотатарского народа. Это было довольно
провокационное обращение , потому что сразу много общественных организаций
крымских татар собрались , провели пресс - конференцию , на которой сказали ,
что это провокаторы , которые не отражают и сотой части мнения крымских
татар. Но к нашему удивлению с приходом к власти Виктора Януковича эти
группировки стали любимцами власти. Их поддерживают , пытаются внедрить в Совет
представителей крымскотатарского народа , специальный указ издали . И это
вполне понятно. На президентских выборах Меджлис крымскотатарского народа
решением национального съезда в основном работал на другую кандидатуру - Юлии
Тимошенко. Виктора Януковича здесь в Крыму поддерживали пророссийские
организации . Соответственно это такая плата за поддержку. Хотя эти группировки
крымских татар также не знали , кто победит на выборах. Их основной задачей
было выступать против любого решения Меджлиса крымскотатарского народа. А после
избрания Януковича на пост Президента Украины они активно начали доказывать
правильность своих политических убеждений. Но их поддержка при всех стараниях -
очень незначительный процент среди крымских татар.
- Насколько влиятельные эти пророссийские группировки среди
крымских татар ?
- Я бы сказал , что это влияние равно нулю. На местных
выборах эти группировки в противовес Меджлиса крымскотатарского народа
поддерживали Украинской крестьянской демократической партии и Социалистическую
партию. Они получили мощную материальную поддержку власти. Расчет был такой :
они пройдут , станут депутатами и можно будет сказать крымским татарам , что
вот вы представители своего народа во власти. Но случилось так , что они не
прошли трехпроцентный барьер и практически нигде не были избраны. На этот раз
система на выборах была смешанная и мы имели меньше шансов провести своих
представителей в депутаты Верховной Рады Автономной Республики Крым . Но тем не
менее , 5 депутатов прошло в списке партии «Народный рух ». Но если бы
сохранилась пропорциональная система на выборах , то наших представителей было
бы в Раде намного больше. Думаю , что 10-11 .
- Свидетельствует ли это об увеличении поддержки Меджлиса со
стороны крымскотатарского народа?
- Да , но после президентских выборов пришла большая
апатия. Это состояние , по-моему , всего украинского народа. Если на предыдущих
выборах участвовали 70-80 процентов в целом , то на этих , местных - 47
процентов. Среди крымских татар - это 51 процент , но далеко не 70-80 как
раньше.
- Может быть это связано с влиянием групп политического
ислама , которые призывают не участвовать в выборах? Насколько сегодня опасен
такой влияние на крымских татар ?
- Конечно , это негативное влияние . Перед местными
выборами , на президентских выборах , процент участия крымских татар был более
75 процентов. Поэтому влияние людей , которые хотят , чтобы крымские татары не
ходили на выборы , был мизерным. Однако на местных выборах , где каждый голос
золотой , такие группировки наносят вреда.
- Могут ли такие группы , их по разному называют , в том
числе - радикальные исламисты , могут ли они повлиять на принцип
ненасильственного решения болезненных вопросов ? Могут ли они изменить
атмосферу борьбы крымских татар ?
- Крым отличается от других исламских регионов бывшего
Советского Союза. Нам очень повезло в том , что мы создали свою систему
национального самоуправления еще до распада Советского Союза. В последний год
советской власти летом 1991 мы провели свой национальный съезд Курултай .
Поскольку национальное движение предусматривает возрождение религиозной жизни ,
то активисты национального движения принимали наиболее активное участие в
формировании религиозных общин. Поэтому подавляющее большинство мусульманских
общин на территории Крыма контролируется светской структурой , Меджлисом
крымскотатарского народа. Но те религиозные группы , о которых мы говорим ,
создают свои религиозные общины , регистрируют их официально. И власть
почему-то очень такой процесс поддерживает. Но такие религиозные общины
независимые от Духовного управления мусульман Крыма. Сейчас на территории Крыма
действует около 340 мусульманских объединений , из них примерно десятая часть
имеет статус независимых . Если не предпринимать никаких мер , то , конечно ,
они впоследствии могут представлять угрозу. Люди , на постсоветском пространстве
, оторванные от истинной религии , подвергаются различному воздействию . Но ,
слава Богу , нам пока удается такое влияние нейтрализовать. Были такие времена
, когда так называемая община Хизб ут - Тахрир пытались в тех мечетях , где им
это удавалось , изменить имамов. Тактика интересна. Они съезжаются со всей
Украины в одну мечеть и после молитвы говорят , что нужно изменить имама , у
него недостаточно знаний и ставят это решение на голосование. И вот они так
мигрировали - то в одной мечети , то в другой. Тогда Меджлис вынужден сделать
официальное заявление , что все мечети находятся под контролем Меджлиса
крымскотатарского народа и никаких замен имамов без согласования с Духовным
управлением мусульман Крыма не будет. Тогда было много шума из-за того , что
якобы Меджлис вмешивается в религиозную жизнь на полуострове. Но такой шаг был
тогда очень нужен и мы их нейтрализовали .
- Этим шагом вы наверняка навлекли на себя их гнев ? Была
информация , что кто-то готовил вас покушение ?
- Мне трудно сказать , насколько это соответствует
действительности . Ведь после ареста мне приходила мать и жена арестанта .
Говорили , что у него даже в мыслях не возникало убить кого-то , что это
провокация. А оружие и взрывчатку ему подбросили . Ли они искренни? Не знаю . Но
в этих радикальных кругах Хизб ут - Тахрир и других группировках действительно
говорилось , что Меджлис - это неверные , имам и муфтий Крыма - неверные , что
их нужно ликвидировать. Такие разговоры к нам доходили. Но то , что эти
разговоры могли перейти в практическую плоскость - не знаю. Мне в первую
очередь об этом сообщили из Службы безопасности . Сообщили мне о потенциальном
покушение. Уже на следующий день приехал сюда министр внутренних дел ( Луценко
тогда был министром ) . Сказал , что они были вынуждены арестовать трех
крымских татар , не подумайте , что это какая-то репрессия против крымских
татар. У нас просто есть конкретные данные , которые готовились определенные
террористические акты . Когда говорилось о таком , я сразу вспомнил о высылке
из Украины двух российских дипломатов , которые имели целью отстранения
руководства Меджлиса крымскотатарского народа. Я подумал , что все возможно ,
хотя не был уверен. Но российская сторона все отрицает .
- Сейчас на Крымском полуострове живут разные этнические
группы . Как Вы оцениваете сегодняшнюю атмосферу на полуострове ? Или это
атмосфера , которая была до депортации ? И какой , на ваш взгляд , должна быть
крымская автономия ?
- В январе 1991 года был проведен здесь в Крыму
референдум на тему « Желаете ли вы , чтобы Крым был Автономной Советской
Социалистической Республикой как субъект Союза». Что-то такое . Это был проект
КПСС перед распадом Советского Союза. Есть , решались руки , если принимать во
внимание такую формулировку. Тогда крымские татары выступили категорически
против такого референдума. Говорили , что Крымская Автономная Республика в 1921
году была создана по национальному признаку как национально - территориальная
автономия , сейчас проводить референдум на тему образования автономной республики
в то время , когда народ находится в местах депортации , а здесь лишь
незначительная часть , - абсурдно. Мы тогда бойкотировали эту инициативу. Но
как и ожидалось , большинство проголосовали за такую формулировку и стали
настаивать на том , чтобы в Крыму признали результаты референдума. Тогда мы
беседовали с Леонидом Кравчуком. К сожалению , результаты этого референдума
рассматривались в Верховной Раде УССР. И доводы тех делегатов из Крыма ,
которые выступали за решение референдума , были такие , что в Крыму плотность
русского населения наибольшая , поэтому должна быть автономия . Есть ,
предусматривалось создание фактически российской автономии . Когда мы говорили
с Кравчуком на эту тему , он сказал , что помешать этому референдума не было
возможным из-за давления из Кремля. Хотя это был 1991 и давление Кремля не был
таким мощным , как раньше. Кравчук сказал тогда , что давайте создадим эту
крымскую автономию , а потом будем наполнять ее национальным содержанием .
Однако наполнение , о котором говорилось , не произошло. Это уже несколько лет
подряд Кравчук назвал эту автономию незаконно рожденным ребенком , но уже было
поздно. Наши же требования , которые были сформулированы еще в местах ссылки -
создать такую автономию , на тех же принципах , как это было в 1921 году.
Сейчас речь не идет , чтобы переименовать ее в Крымскотатарский Автономию . Она
называется Автономная Республика Крым , но должны быть учтены элементы ,
которые бы защищали права коренного народа. В первую очередь вопрос языка .
Крымскотатарский язык должен быть как к депортации на одном из официальных
языков на территории Крыма. Если этот язык не функционирует , то она обречена
на исчезновение . Уже сейчас крымскотатарский язык находится в списке языков
ЮНЕСКО , находящихся на стадии исчезновения. Кроме того, в автономии должен
быть механизм , который бы защищал права коренного народа в представительстве
во всех структурах власти. Гарантии нет , что не все будет здесь диктоваться
большинством , то есть , как это принято в европейских странах . К сожалению ,
пока нам это не удается.
- Учитывая политические изменения в Украине , которые сейчас
отношения у Меджлиса крымскотатарского народа с украинской властью? Как
крымские татары почувствовали на себе новые украинские политические реалии?
- Когда были президентские выборы , чтобы определить
свою позицию , какую кандидатуру поддерживать , мы направили всем кандидатам
письма с нашими вопросами , чтобы понять их видение о решении проблем
крымскотатарского народа , и , в целом , о развитии Украины - в каком
направлении двигаться . От Януковича мы ответ не получили и вполне понятно
почему. Ведь если дадут нам ответы , которые нам понравятся , то потеряют много
других голосов. Пришла к власти и сила , которая далека от того видения ,
которое проповедует Меджлис крымскотатарского народа. Если при Кучме , или
Ющенко , Меджлис рассматривался как главная сила , которая противостоит
пророссийским сепаратистам , то новую власть в основном поддерживали раз
пророссийские сепаратисты . Мы же оказались сами: ни поддержки из Киева , ни от
местных властей , которая сформировалась после президентских выборов.
Единственное , что нас спасает - консолидация крымских татар. Несмотря на
невероятные усилия , чтобы ослабить Меджлис , теперь власть все же вынуждена
строить с нами диалог. Я слышал мнения представителей власти о возвращении к
прежней форме , формата Совета представителей крымскотатарского народа ( когда
в нее входили только члены Меджлиса - ред . ) . Шаг в правильном направлении ,
если все так и будет. Хотя я понимаю и трудности в президентской структуре ,
потому что они издали указ , где конкретно указали имена тех, кто будет
представлять крымских татар из числа представителей новых группировок. Теперь
надо указ отменить , сказать , что это ошибка . Как они будут выходить из этой
ситуации , не совсем понятно. Но то , что есть шаги навстречу по многим
проблематичных вопросом для крымских татар - это шаги правильные . Как будут
развиваться события дальше - посмотрим .
- Сформировалась
ли новая генерация крымскотатарских
лидеров ?
- У нас есть несколько молодежных организаций . Они
достаточно активны. Они поддерживают тесные связи с Меджлисом крымскотатарского
народа. Каждые пять лет мы проводим выборы делегатов Национального съезда.
Именно Национальный съезд избирает этих лидеров , членов Меджлиса. Мы постоянно
стараемся поддерживать молодежь , хотя , возможно , они в чем-то уступают
старым , более опытным . Без обновления , мы понимаем это , в национальном
движении может быть застой.
- Вы несколько раз ставили перед делегатами Национального
съезда Курултая вопрос о своей отставке с должности председателя Меджлиса , но
Вам отказывали. Вы сказали , что все равно настаивать на том , чтобы пойти и
дать дорогу молодым . Кто может принять Ваше эстафету лидера Меджлиса ?
- В национальном движении крымских татар
сформировались определенные принципы , от которых ни в коем лидеру просто так
не дадут отступить. Тому, кто будет возглавлять Меджлис , конечно , это имеет
значение , но кардинально изменить направление национального движения -
невозможно. Опасения тех людей , которые говорят , что мне не надо идти , что
произойдет раскол в национальном движении , такие опасения беспочвенны . А
менять руководителя однозначно нужно . Я с 1991 года руковожу . Уже 20 лет. Это
ненормально . Просто люди привыкли к такому председателя Меджлиса и думают ,
если придет кто-то другой , то что-то радикально изменится. Тем более , я не
собираюсь вовсе уходить , пока на ногах - я буду поддерживать новое руководство
.
|